Чем вредны автобусные карманы

Фото via rg62.info

Делать карманы на остановках общественного транспорта — занятие, направленное не на интересы пассажиров, а на интересы автомобилистов. Если руководство города хочет сделать его удобным для всех, то оно должно забыть об автобусных карманах.

В этой статье мы коротко расскажем, чем конкретно карманы вредят общественному транспорту и что лучше делать вместо них.

Карманы вредят маломобильным пассажирам

Чтобы пассажиры, в особенности маломобильные, могли попасть в общественный транспорт с комфортом, автобусы должны подъезжать как можно ближе к остановочной платформе — так между остановкой и полом в транспорте образуется ровная плоскость, по которой можно передвигаться даже на инвалидной коляске.

На фото ниже типичный пример того, что происходит в реальности: из-за плохо организованного подъезда к карману и запаркованной обочины автобус не смог подъехать к платформе — пассажирам придется страдать, а колясочникам проще забыть о поездке, чем пытаться забраться в транспорт:

Фото: probok.net

Проблема большинства автобусных карманов в России в том, что их делают со слишком резкими въездами и выездами — пространство на улицах ограничено и при проектировании всё не уместить, как бы ни хотелось. Сейчас приоритеты расставлены таким образом, что карманы делают без плавных заездов, — всё для того, чтобы не отнимать несколько парковочных мест. Это яркий пример проавтомобильной политики.

В итоге, общественный транспорт просто физически не может подъехать вплотную к остановке. Автобусы и троллейбусы останавливаются в нескольких метрах от обочины и пассажиры вынуждены идти по дороге. О доступности среды в таком случае можно забыть — бордюры и входы в общественный транспорт становятся слишком высокими. Плюс ко всему, карманы съедают полезное пространство тротуаров.

Карманы замедляют общественный транспорт

Общественный транспорт вынужден тратить время на заезд и выезд из карманов. Несмотря на требование ПДД пропустить выезжающий из кармана общественный транспорт, автомобилисты не всегда это делают — общественному транспорту трудно влиться обратно в поток, что может даже привести к ДТП. В итоге, теряется время пассажиров, интервалы движения увеличиваются.

В городах с маршрутками эта ситуация еще и вредит экономике транспорта: маршрутчик, высадивший пассажиров посреди дороги, быстрее уезжает и забирает всех пассажиров на следующей остановке, а полноценный и ответственный общественный транспорт упускает прибыль.

Кому карманы экономят время в пути, так это автомобилистам. Им не приходится ждать пока пассажиры сядут в общественный транспорт, ведь ни одна из полос дороги не блокируется. В угоду автомобилистов, коих меньшинство в городе (около трети от числа горожан), страдает большинство, вынужденных тратить своё время в пытающемся выехать из кармана автобусе.

В карманах паркуются автомобили

Фото: Клопс

Для автомобилистов остановочные карманы выглядят как парковочные места, где можно оставить машину «на пять минут». Этим злоупотребляют, а запреты в ПДД не помогают. В итоге, остановки заняты таксистами и оставленными на аварийке машинами. В час пик ситуация становится хуже.

Из-за припаркованных машин общественный транспорт не может нормально пользоваться карманами и, в итоге, страдают пассажиры. Общественный транспорт теряет преимущества, становится медленнее и неудобнее.

При других конфигурациях остановок, проблему несанкционированной парковки, как правило, можно облегчить.

Карманы — источник грязи на улице

В карманах скапливается дорожная пыль и снег. Уборочная техника не может эффективно очищать такие места — они слишком тесные для большой дорожной техники, а на маленькие тракторы со щетками и армию дворников у городов не хватает ресурсов.

В итоге, пассажиры:

— дышат пылью:

— прыгают по лужам:

Фото: ngs.ru

— пробираются через снежную кашу:

Когда можно делать автобусные карманы

Карманы стоит делать там, где без них объективно не обойтись в плане безопасности — на загородных и скоростных трассах:

Трасса Челябинск-Троицк
Магистральная дорога Приморское шоссе в черте Санкт-Петербурга

Чтобы у общественного транспорта была возможность высадить пассажиров без риска того, что кто-то въедет в автобус сзади на большой скорости, — нужно сделать остановку на обочине, где никто не ездит — в кармане.

При этом важно сделать так, чтобы около кармана были достаточной длины съезды и выезды в него — так автобусы смогут подъезжать вплотную к платформе для удобства пассажиров и не ждать очереди на проезжей части.

Вместо карманов — выделенные полосы и антикарманы

Иллюстрация: probok.net

Чтобы сделать общественный транспорт удобнее для пассажиров, а не автомобилистов, стоит делать выделенные полосы, использовать антикарманы или остановки в пределах правой полосы.

Антикарманы — противоположность карманам, они выглядят как капитальный или временный выступ от остановки на проезжую часть:

Фото: TransitCenter via StreetsblogUSA

Причем, карманы можно реконструировать в антикарманы или остановки в пределах правой полосы даже с помощью тактического урбанизма — быстро и эффективно:

Существуют исследования, доказывающие, что антикарманы не только не снижают, но и увеличивают скорость общественного транспорта и автомобилей. Антикарманы ускоряют автомобили в основном за счёт избавления от эффекта, который возникает при использовании карманов, когда автобусы не заезжают в них и блокируют полосы на дороге.

Среди прочего, антикарманы увеличивают количество парковочных мест по сравнению карманами — они выгодны и пассажирам и автомобилистам:

Иллюстрация: probok.net

Ну а самое главное, что антикарманы, как и остановки в пределах правой полосы, эффективно решают описанные в статье недостатки карманов. Они делают общественный транспорт быстрее, комфортнее для пассажиров, повышают доступность среды для маломобильных.

Избавление от ненужных карманов — важный шаг на пути к ускорению общественного транспорта и повышению мобильности.



Автор: Денис Чертов

Теги: выделенные полосы дороги общественный транспорт

Поделиться
Отправить
Класснуть

2020   12

Другие статьи

Важные правовые документы Челябинска

Как раскрасить коммуникационный шкаф

Бесполезная гибддшная дичь

Библиотека Челябинского урбаниста

65 шагов, чтобы преобразить Челябинск

Как избавиться от незаконной рекламы

Почему подземные переходы надо закопать

Дорожные ограждения — зло

Челябинску не нужно строить метро