Чем вредны автобусные карманы

Фото via rg62.info

Делать карманы на остановках общественного транспорта — занятие, направленное не на интересы пассажиров, а на интересы автомобилистов. Если руководство города хочет сделать его удобным для всех, то оно должно забыть об автобусных карманах.

В этой статье мы коротко расскажем, чем конкретно карманы вредят общественному транспорту и что лучше делать вместо них.

Карманы вредят маломобильным пассажирам

Чтобы пассажиры, в особенности маломобильные, могли попасть в общественный транспорт с комфортом, автобусы должны подъезжать как можно ближе к остановочной платформе — так между остановкой и полом в транспорте образуется ровная плоскость, по которой можно передвигаться даже на инвалидной коляске.

На фото ниже типичный пример того, что происходит в реальности: из-за плохо организованного подъезда к карману и запаркованной обочины автобус не смог подъехать к платформе — пассажирам придется страдать, а колясочникам проще забыть о поездке, чем пытаться забраться в транспорт:

Фото: probok.net

Проблема большинства автобусных карманов в России в том, что их делают со слишком резкими въездами и выездами — пространство на улицах ограничено и при проектировании всё не уместить, как бы ни хотелось. Сейчас приоритеты расставлены таким образом, что карманы делают без плавных заездов, — всё для того, чтобы не отнимать несколько парковочных мест. Это яркий пример проавтомобильной политики.

В итоге, общественный транспорт просто физически не может подъехать вплотную к остановке. Автобусы и троллейбусы останавливаются в нескольких метрах от обочины и пассажиры вынуждены идти по дороге. О доступности среды в таком случае можно забыть — бордюры и входы в общественный транспорт становятся слишком высокими. Плюс ко всему, карманы съедают полезное пространство тротуаров.

Карманы замедляют общественный транспорт

Общественный транспорт вынужден тратить время на заезд и выезд из карманов. Несмотря на требование ПДД пропустить выезжающий из кармана общественный транспорт, автомобилисты не всегда это делают — общественному транспорту трудно влиться обратно в поток, что может даже привести к ДТП. В итоге, теряется время пассажиров, интервалы движения увеличиваются.

В городах с маршрутками эта ситуация еще и вредит экономике транспорта: маршрутчик, высадивший пассажиров посреди дороги, быстрее уезжает и забирает всех пассажиров на следующей остановке, а полноценный и ответственный общественный транспорт упускает прибыль.

Кому карманы экономят время в пути, так это автомобилистам. Им не приходится ждать пока пассажиры сядут в общественный транспорт, ведь ни одна из полос дороги не блокируется. В угоду автомобилистов, коих меньшинство в городе (около трети от числа горожан), страдает большинство, вынужденных тратить своё время в пытающемся выехать из кармана автобусе.

В карманах паркуются автомобили

Фото: Клопс

Для автомобилистов остановочные карманы выглядят как парковочные места, где можно оставить машину «на пять минут». Этим злоупотребляют, а запреты в ПДД не помогают. В итоге, остановки заняты таксистами и оставленными на аварийке машинами. В час пик ситуация становится хуже.

Из-за припаркованных машин общественный транспорт не может нормально пользоваться карманами и, в итоге, страдают пассажиры. Общественный транспорт теряет преимущества, становится медленнее и неудобнее.

При других конфигурациях остановок, проблему несанкционированной парковки, как правило, можно облегчить.

Карманы — источник грязи на улице

В карманах скапливается дорожная пыль и снег. Уборочная техника не может эффективно очищать такие места — они слишком тесные для большой дорожной техники, а на маленькие тракторы со щетками и армию дворников у городов не хватает ресурсов.

В итоге, пассажиры:

— дышат пылью:

— прыгают по лужам:

Фото: ngs.ru

— пробираются через снежную кашу:

Когда можно делать автобусные карманы

Карманы стоит делать там, где без них объективно не обойтись в плане безопасности — на загородных и скоростных трассах:

Трасса Челябинск-Троицк
Магистральная дорога Приморское шоссе в черте Санкт-Петербурга

Чтобы у общественного транспорта была возможность высадить пассажиров без риска того, что кто-то въедет в автобус сзади на большой скорости, — нужно сделать остановку на обочине, где никто не ездит — в кармане.

При этом важно сделать так, чтобы около кармана были достаточной длины съезды и выезды в него — так автобусы смогут подъезжать вплотную к платформе для удобства пассажиров и не ждать очереди на проезжей части.

Вместо карманов — выделенные полосы и антикарманы

Иллюстрация: probok.net

Чтобы сделать общественный транспорт удобнее для пассажиров, а не автомобилистов, стоит делать выделенные полосы, использовать антикарманы или остановки в пределах правой полосы.

Антикарманы — противоположность карманам, они выглядят как капитальный или временный выступ от остановки на проезжую часть:

Фото: TransitCenter via StreetsblogUSA

Причем, карманы можно реконструировать в антикарманы или остановки в пределах правой полосы даже с помощью тактического урбанизма — быстро и эффективно:

Существуют исследования, доказывающие, что антикарманы не только не снижают, но и увеличивают скорость общественного транспорта и автомобилей. Антикарманы ускоряют автомобили в основном за счёт избавления от эффекта, который возникает при использовании карманов, когда автобусы не заезжают в них и блокируют полосы на дороге.

Среди прочего, антикарманы увеличивают количество парковочных мест по сравнению карманами — они выгодны и пассажирам и автомобилистам:

Иллюстрация: probok.net

Ну а самое главное, что антикарманы, как и остановки в пределах правой полосы, эффективно решают описанные в статье недостатки карманов. Они делают общественный транспорт быстрее, комфортнее для пассажиров, повышают доступность среды для маломобильных.

Избавление от ненужных карманов — важный шаг на пути к ускорению общественного транспорта и повышению мобильности.



Автор: Денис Чертов

Теги: выделенные полосы дороги общественный транспорт

Поделиться
Отправить
Класснуть

2020   464

Другие статьи

Как пожаловаться на незаконный ларек

Куда писать жалобы

Бесполезная гибддшная дичь

Библиотека Челябинского урбаниста

Белить деревья в городе глупо и незаконно

65 шагов, чтобы преобразить Челябинск

Почему подземные переходы надо закопать

Какими должны быть детские площадки

Челябинску не нужно строить метро