Почему раскрашивание щитков нельзя сравнивать с муралами на фасадах

Лев Владов на частый вопрос о правомерности критики муралов от создателя рисунков на электрощитках

За последние годы в городе появилось много муралов на глухих торцах жилых зданий — больших изображений, оплаченных из городского или областного бюджета. Работы стали массово появляться перед выборами, и губернатор активно принимал участие в «перерезании ленточек».

По этому поводу я сделал публикацию:

Эпоха нового популизма: забить город муралами перед выборами.

Стоит копейки, очень быстро, эффектно для толпы, типа «город меняется». На самом деле смыслов ноль, а для облика города — вредительство. Но челябинцы в большинстве своём поймут это лет через пять. Устанут, так же как и от популистской порно-подсветки.

По сути очередное тоталитарное вторжение в ежедневную жизнь людей, без какого-либо согласования с местными жителями, которым придётся ежедневно жить с этим, как с картиной в спальне. Любые возгласы несогласных с таким вторжением будут задавлены голосами других, которым «нравится». Не просто дешёвый популизм, а вредительский популизм с растратой бюджета на недолговечное неискреннее псевдоискусство.

Некоторые челябинцы, прочитав мою публикацию, не удержались от соблазна допустить логическую ошибку и перейти на личности — задать вопрос: «то есть муралы критикуешь, а раскрашивание ящиков, которое ты устроил три года назад, это норм?»

С удовольствием отвечаю на этот вопрос, хоть он и имеет в своей основе логическую манипуляцию:

  1. У проектов разный масштаб и несопоставимое влияние на облик города: площади рисунков отличаются в 1500 раз.
  2. Мы не занимались искусством (и даже не претендовали на это), а убирали ржавчину и нелегальные объявления с помощью размещения какого-то рисунка на поверхности. Как показала практика, на шкафы переставали что-либо клеить в течение нескольких лет.
  3. Основной задачей проекта росписи шкафов было вовлечение горожан в заботу о городе. Мы не тратили бюджетные деньги на тактический урбанизм. Горожане сами скидывались, сами выбирали рисунок и даже сами чистили/готовили/красили. Всех, кто участвовал в проекте, можно посмотреть здесь — https://chelurban.ru/persons/
  4. Вторичной задачей проекта было создание некоего портфолио для движения, чтобы иметь аргумент для комментаторов-популистов на претензию «они только говорят, пусть хоть что-то сделают руками для города». Мы развивались в очень агрессивной среде, когда люди многого не понимали, а представители власти боролись, дискредитируя нас с помощью бюджетных СМИ.
  5. Проект является низовой неоплаченной инициативой горожан, а не официальной деятельностью исполнительной власти. Горожане могут делать что хотят и ни перед кем не отчитываться. Власть же должна решать социальные проблемы горожан. Странно сравнивать деятельность активистов с деятельностью губернатора.
  6. Проект не ведётся уже третий год. За это время я многому научился и переосмыслил. Сейчас я бы не стал заниматься этим проектом, если бы тогда понимал то, что понимаю сейчас. Раньше я негодовал, когда кто-то закрашивал наши работы — теперь я считаю, что любой имеет такое же право на изображение на ящике, как и мы. Я понимаю, что любая картинка может до жути надоесть.

Ну и, в заключение, по поводу перехода на личности при комментировании моего мнения насчёт муралов.

— Муралы от губера — это популизм.
— А ты сам зачем рисовал на шкафчиках в 2018?

Да я даже муралы мог бы рисовать в 2018, какой смысл аппелировать к этому в 2021? Вы что, не меняете своё мнение с возрастом/новым опытом?

Муралы имеют право на существование, и в некоторых местах они уместны. Правда, это тонкое искусство. Каждый проект должен быть рассмотрен городским архитектурным советом, так как подобные работы сильно влияют на облик улицы или даже всего района.

Пустая стена почти всегда лучше изображения, так как рисункам присуща эмоциональность, которая влияет на психику. Нейтральность среды не ограничивает права горожан, а любое изображение для кого-то может стать сильно навязчивым. При этом, картину размером с дом нельзя будет снять — придётся с ней жить каждый день. Это снижает уровень счастья жителя города.

Есть люди, которые утверждают, что любая картинка лучше, чем пустая стена. К таким тезисам следует относиться спокойно. Это не вопрос «вкусовых предпочтений» — вкус воспитывается, он любо есть, либо ему ещё предстоит появиться. Подобным людям я всегда задаю вопрос, готовы ли они пожить в таком подъезде:

Ну так что там по поводу пустых стен?

Теги: дизайн-код

Поделиться
Отправить
Класснуть

2021   2 805

Другие статьи

Важные правовые документы Челябинска

Как убирать снег на дорогах

Куда писать жалобы

Что изучить, чтобы больше разбираться в урбанистике

Как раскрасить коммуникационный шкаф

Библиотека Челябинского урбаниста

Белить деревья в городе глупо и незаконно

Как избавиться от незаконной рекламы

Дорожные ограждения — зло