Почему «Безопасные и качественные дороги» не спасут вас от смерти

С 2016 года в России действует программа по улучшению дорожной сети «Безопасные и качественные дороги».

Мы изучили ее и тезисно расскажем, в чем она заключается и на что тратятся деньги. Покажем на примерах, почему программа не сделает челябинские дороги безопасными, и что нужно было делать взамен.

Программа расчитана на 2017-2025 годы и действует в 38 агломерациях страны крупнее 500 тысяч человек, запущена и в Челябинске.

Бюджет программы в Челябинске — 2 миллиарда рублей в год из бюджетов России и Челябинской области. Программа софинансируется из челябинских дорожных фондов: в 2017 году — 3,3 миллиарда, 2018 — 1,8 млрд, 2019 — 2,8 млрд.

Задачи программы к 2025 году:

— Увеличить протяженность дорог с 52,5 до 85 % от необходимых транспортных показателей
— Снизить количество мест концентрации ДТП: в 2017 году на 34 %, дальше — по 4 % за каждый год. За 2017 — ликвидировать 179 аварийных мест, в 2018 — 79, в 2019 — 6
— Увеличить процент жителей, отметивших улучшения дорожной сети, с 16 до 81 %
— Снизить в Челябинске долю дорог, работающих в режиме «час-пик», с 45 до 9 %
— Сделать 85 % дорог Челябинска ровными и без дефектов

Как программа требует сокращать аварийные места:

— Выравнивать дороги
— Наносить горизонтальную разметку
— Устанавливать заборы
— Ставить светофоры
— Менять бордюры
— Менять дорожные знаки
— Ставить освещение
— Делать остановки общественного транспорта

Программа «Безопасные и качественные дороги» не ставит задачи успокаивать трафик и применять современные средства безопасности: болларды, островки, делиниаторы и прочее.

Программа содержит решения, которые не используются в странах с низкой смертностью в ДТП: она требует ставить бессмысленные заборы, знаки в кислотных рамках, светофоры «Т.7» (которые запрещены в Европе, потому что отвлекают водителей).

Улица Горького в Челябинске. Два дублера и два светофора «Т.7» обошлись в 300-400 тысяч рублей. Безопасней не стало. Нужно было сужать полосы, делать островки безопасности и освещение.

В Европе дороги делают безопасными, успокаивая трафик и заботясь о видимости участников дорожного движения. В России же продолжают ставить бесполезные заборы и знаки в рамках кислотного цвета — это не снизит количество аварийных мест.

Узкие полосы, визуальная чистота, обеспечена видимость, ограничены виды транспорта.
Примерно так бы Париж «спасали» по «Безопасным и качественным дорогам». Взято у Аркадия Гершмана.

Что еще должны сделать челябинские власти по программе:

— принять или актуализировать нормативную базу: территориальное планирование, программы развития транспортной инфраструктуры, схемы организации общественного транспорта, КСОДД и др.
— собрать и обобщить всю информацию о проблемах дорожной инфраструктуры и местах ДТП
— разработать интеллектуальную систему управления транспортом для контроля трафика и инфраструктуры
— выпустить приложение для жителей, через которое они смогут жаловаться на дорожные проблемы и следить за ситуацией на дорогах, ремонтными работами и местами ДТП
— разработать сервис, через который люди смогут отправлять жалобы на нарушения ПДД

Подобную «карту убитых дорог» должны сделать челябинские власти

Как челябинские власти «устраняли» аварийные участки в 2017 году

На сайте областного Миндортранса размещены документы программы: опубликованы списки проблемных участков дорог, указано что нужно сделать, чтобы снизить аварийность. Приведены отчеты о выполненных работах за 2017 год и их стоимость.

За 2017 год в Челябинской агломерации дорожники поставили 138 бесполезных светофоров «Т.7» за 13,51 миллионов рублей. Такие светофоры запрещены в Европе, например Швейцарским стандартом SN 640241 — они отвлекают внимание водителей от пешеходов, снижая безопасность.

Светофор «Т.7». Он просто моргает желтым светом и стоит ~100 тысяч рублей.

Дорожники поставили 3348 дорожных знаков. В основном, это дублеры уже существующих и знаки в кислотной рамке, на которые менят обычные. Дублеры неэффективны для повышения безопасности и тратят бюджет: один дублер знака перехода стоит в Челябинске 108 тысяч рублей.

Здесь потратили 440 тысяч рублей на 4 столба. Безопасней не стало. Барьерная среда, нет разметки, нет подсветки пешеходов, сужений.

Только в рамках «Безопасных и качественных дорог» власти установили 254 секции забора за 0,91 миллиона. Заборы бесполезны и снижают безопасность на дороге, разлетаясь при ДТП как шрапнель.

Примеры «безопасных» челябинских улиц

Посмотрим на конкретных примерах, что власти сделали по программе в Челябинске, какие ошибки допустили и что нужно было делать на самом деле.

Перекресток Гагарина и Новороссийской
На этом перекрестке поставили над проезжей частью 12 дублеров знаков перехода за 2 миллиона рублей, 12 пар анимированных знаков перехода с дополнительной подсветкой (знака, не пешеходов) за 1,5 миллиона рублей.

Гугл Панорамы запечатлели установку дублера знака пешеходного перехода

Дублеры знаков перехода не повышают его безопасность — они выше поля зрения водителя, отвлекают внимание от пешеходов. Важно делать заметнее пешеходов, а не сам переход: обеспечивать видимость людей уже на подходе к переходу, делать освещение, успокаивать трафик перед пешеходным переходом.

Анимированные знаки перехода подсветкой тоже не повышают безопасность, особенно ночью. Вместо того, чтобы сконцентрировать внимание водителей на пешеходах, проектировщики ошибочно пытаются привлекать внимание водителей к дорожной инраструктуре.

Надо делать заметнее не переход, а пешехода. Этому принципу давно следуют в странах с низкими показателями смертности в ДТП.

Так выглядят анимированные знаки перехода. На этой гифке хорошо только освещение

Если успокоить трафик перед переходом, физически снизив скорость автомобилей, и обеспечить видимость людей, тогда у водителей хватит времени отреагировать на пешехода и вовремя затормозить. Успокоить трафик помогут островки безопасности, зауженные полосы, шиканы, приподнятые переходы.

Перекресток Гагарина и Новороссийской остался опасным для пешеходов.

На скорости 30 км/ч водитель заметит пешехода еще до перехода и успеет затормозить заранее

Переход на Елькина, 88
По программе, на Елькина восстановили 843 метра разметки. Это хорошо, но явно недостаточно.

В программе указано, что переход около Гимназии №80 — место концентрации ДТП и его надо сделать безопасным.

Старая зебра стерлась, ее должны были восстановить

Улица Елькина проходит среди жилой застройки, но спроектирована так, словно это магистральная дорога. По обе стороны дороги есть точки притяжения для пешеходов — Гимназия № 80, административные здания, жилые дома.

Чтобы по-настоящему сделать переход перед гимназией безопасным, проектировщики должны были сделать островок безопасности (он здесь необходим по госту 52766-2007, если ширина проезжей части 15 и более метров), заузить полосы, сделать шикану перед зеброй или приподнятый переход.

Дорожники не смогли сделать переход безопасным. В развитых европейских странах такой переход не приняли бы к эксплуатации.

Пересечение улиц 50 лет ВЛКСМ и Черкасской
Это улицы магистрального типа с широкими полосами и высокими скоростями. Их опасно размещать в городе, но в Челябинске они проходят через жилой район. Здесь есть переходы и остановки общественного транспорта.

Переход на Черкасской до и после программы

Пересечение 50 лет ВЛКСМ и Черкасской закономерно стало аварийным местом и программа пытается исправить ситуацию.

По программе, здесь восстановили разметку и установили одно табло обратного отсчета для автомобилей. Это хорошо.

Однако здесь снова совершили кучу ошибок: поставили 6 дублеров знака пешеходного перехода за 550 тысяч рублей, 2 пары анимационных знаков перехода с их подсветкой за 50 тысяч рублей, один светофор «Т.7» за 130 тысяч.

Переход на 50 лет ВЛКСМ

Это пересечение транспортных магистралей можно сделать безопасным для пешеходов только если физически успокоить трафик и обустроить безопасные переходы.

Если бы у властей было достаточно денег, здесь бы построили подземные переходы. Они бы не помогли сделать переход дороги безопасным, а лишь сделали район недоступным для маломобильных пешеходов и стали бы черной дырой для бюджетных денег.

В странах, где успешно борются со смертностью на дорогах, предпочли бы увести автомобили в подземный туннель, а его поверхность предоставить пешеходам. Это явно лучше подземного перехода: среда остается доступной для всех пешеходов, а виды трафика не пересекаются.

Строящийся туннель для машин в Бельгии

Но, на самом деле, в таких странах просто не стали бы делать магистрали среди новых районов, а увели бы их за город и развивали общественный транспорт для жителей района.

Программа не справляется со своими задачами

Из того, что сделано по программе «Безопасные и качественные дороги» за 2017 год, видно, что достичь главной ее задачи — сделать дороги безопасными — пока не удалось. Программу нужно кардинально переработать и сменить ее приоритеты.

Безусловно, восстанавливать дорожное полотно и наносить разметку — хорошие меры. Это наверняка предотвратит часть ДТП между автомобилями, но не сохранит жизни и здоровье пешеходов.

Почти все меры в программе по повышению безопасности на переходах устарели и признаны неэффективными в передовых странах. Ни дублеры знаков перехода, ни заборы, ни светящиеся всеми цветами и огнями знаки неспособны спасать людей. Это трата бюджета на решения, которые ошибочны в своей сути.

Чтобы начать спасать жизни людей, властям нужно сменить устаревшую парадигму, открыться новым знаниям по мерам повышения безопасности на дорогах, начать применять передовой европейский опыт, прислушаться к рекомендациям ООН по повышению безопасности на дорогах.

В Швейцарии главные принципы безопасности переходов — видимость, низкие скорости и узкие полосы.

Необходимо успокаивать трафик, сужать автомобильные полосы, обустраивать островки безопасности, приподнятые пешеходные переходы, шиканы, ограничивать использование автомобилей через развитие общественного транспорта, обеспечивать видимость пешеходов заранее и в любое время суток.

Только так, и никак иначе, можно снизить смертность на дорогах с катастрофического значения в 138 смертей на миллион жителей (в Швеции — всего 26 на миллион, 2016 год).

Каждые два дня в России погибает 100-120 человек в ДТП — словно каждый день падает пассажирский самолет. Чтобы умереть на дороге, вам даже не нужно нарушать правила: достаточно просто выйти на улицу.

Для нас количество смертей в ДТП давно превратилось в рутину. Кажется, что с этим ничего нельзя поделать и это само собой разумеющееся. Но это не так. Можно кардинально изменить ситуацию и спасти десятки тысяч жизней, если начать применять современные меры по снижению смертности на дорогах.

На безопасность сливаются громадные суммы, но, по факту, на улицах городов почти ничего не делают, кроме удовлетворения желаний ГИБДДшников. Нужно успокаивать трафик с помощью изменения геометрии дорог, сужений, островков, приподнятостей.

Из года в год делают не то, что нужно. Миллиарды рублей, потраченные на столбы, таблички, бесполезные знаки и тонны плохой краски.

Автор: Денис Чертов

Другие статьи:

Бесполезная гибддшная дичь

Где играть в мяч во дворе

Почему маршрутки в городе — это плохо