Как убирать снег на дорогах

Тезисно:

  1. Убирать снег нужно, как только он начал идти
  2. Соль очень вредна для жителей и городских растений. Соль нет смысла использовать при температуре ниже -10 градусов
  3. Вместо песка нужно использовать обеспыленную каменную крошку
  4. Сугробы нельзя оставлять на газонах
  5. Вашему городу нужно больше снегоуборочной техники и меньше закупок реагентов

До 80% аварий зимой происходит из-за неубранного снега.

Идеального решения еще нигде не придумали, но страны северной Европы справляются со снегом в среднем лучше, чем российские города. Разберемся, как же надо убирать снег, чтобы город не вставал в пробках, а на улицах было меньше грязи и аварий.

Подготовьтесь к снегопаду заранее

Чтобы эффективно убирать снег, у дорожников должно быть достаточно снеугоборочной техники, снаряженной для быстрого выхода на маршрут: полные баки с реагентами и топливом, достаточно водителей, работающих посменно.

Чтобы вовремя начать уборку, нужно следить за погодой и предсказывать снегопад заранее.

В Финляндии вдоль всей сети основных дорог установили веб-камеры, которые передают информацию о температуре воздуха и дороги. Дорожные службы могут оперативно следить, где начался снегопад, и отправлять туда снегоуборочные машины.

Финские дорожники получают прогноз погоды от синоптиков. Если обещают снегопад, муниципалитеты за сутки до его начала собирают совещания и обсуждают с дорожниками, какую технику и где задействовать. Коммунальщики заранее выезжают и начинают уборку еще до выпадения снегопада. Случается, что они ездят вхолостую, но если все же пойдет снег, его сразу же уберут.

Самый эффективный метод — механическая уборка снега

Нормативы российских городов обычно не требуют вывозить снег с начала снегопада. К его уборке разрешено приступать через несколько часов после выпадения снега. Зато, например, челябинские нормативы требуют использовать реагенты с начала выпадения осадков. Это неправильно. Вместо того, чтобы плавить снег реагентами, его лучше просто убирать.

Снегоуборщики в США. Фото: SnowKing1

Как только начался снегопад, на дорогах должны начать работать снегоуборочные машины — сгребать и сметать снег на обочины. После уборки снег необходимо погрузить в самосвалы и вывезти на снегосвалки за город. Нельзя оставлять горы снега на обочинах — весной они растаят и затопят улицы, а реагенты в сугробах отравят почву.

Погрузка снега. Фото: Дмитрий Чистопрудов, Vostok

Чтобы сэкономить время на перевозку, в городе используют снегоплавильные камеры, в которых снег растапливают и сливают в ливневую канализацию.

Снегоплавильная установка. Фото: Дмитрий Чистопрудов, Vostok
После растопки, снег просто сливают в канализацию. Это быстрее, чем вывозить за город. Фото: Дмитрий Чистопрудов, Vostok

Чем раньше начнут механическую уборку снега, тем меньше появится наката и наледи, меньше будет необходимости в плавлении льда реагентами. Чтобы победить снег на дорогах, его надо как можно быстрее сметать и вывозить подальше от дорог. Вот и весь рецепт борьбы с выпавшим снегом.

Используйте реагенты только там, где необходимо — они вредные и неэффективные

Реагенты помогают против снега и наледи только при определенных погодных условиях. Не всегда и не везде есть смысл их использовать.

Если после снегопада температура поднимется выше нуля, то наледи не будет — применять реагенты нет смысла. Дороги нужно просто очистить снегоуборочными машинами.

Против гололеда чаще всего используют обычную поваренную соль в сухом виде или в смеси с водой. Соль не растапливает снег при температуре ниже 21 градусов — при этой температуре рассол замерзает и перестает работать. При минус 10°C смесь снега и соли тает уже совсем медленно, снег не исчезает полностью, а превращается в мокрую кашу.

В итоге соль эффективна только при температурах от 0 до -10 градусов. При этом она вредна для почвы и грунтовых вод, а каша из пересоленного снега обладает высокой коррозионной активностью, от нее ржавеют машины и уличные конструкции. Канадские ученые выяснили, что даже если мы прекратим использовать соль на дорогах, ее остатки будут вымываться из почвы десятилетиями.

Кроме соли (хлорид натрия), дорожники используют другие вещества: калийную соль (хлорид калия), хлорид кальция и так далее. Такие реагенты дороже. Разные реагенты подходят для разных температур, в том числе тех, при которых не работает обычная соль.

Поваренная соль, смоченная кальций-хлором. Такую применяют в Челябинске. Фото: 74ру

В 2018 году в Челябинске применяют поваренную соль в смеси с хлоридом кальция. Поваренная соль превращает наледь и снег в подталую кашу, а хлорид кальция еще сложнее: он топит лед до -30 градусов, но замедляет высыхание дороги. Необработанные улицы высыхают, а политые реагентом остаются мокрыми несколько дней. Кроме того, сцепление с обработанным асфальтом ниже, дорога становится более скользкой по сравнению с дорогой, которую не поливали реагентами, а просто подмели.

Реагенты вводят водителей в заблуждение: лед стаял, и они едут словно по обычному влажному асфальту, но сцепление все равно плохое. Увеличивается время высыхания, и при морозе появляется смесь льда и талой воды — та самая грязная снежная каша. Поэтому хлористый кальций считается препаратом эффективным против льда, но опасным: езда по утрамбованному снегу более предсказуема, чем по асфальту с пониженным за счет реагента сцеплением.

Существуют еще так называемые органические реагенты, это смеси хлоридов и других веществ. Они могут плавить лед при температурах до -60 градусов, но дорога после них еще более скользкая, чем после обычных солей. Лучше не использовать такие реагенты.

Многие страны ограничивают применение реагентов. В Берлине закон разрешает использовать соль только на опасных участках дорог, в Японии реагенты запрещены, в Финляндии соль почти не используется, особенно за городом. Химикаты наносят слишком очевидный вред окружающей среде, чтобы применять их повсеместно.

Снежные туннели — достопримечательность северной Японии. Там запрещены реагенты, всё чистят механически.

Вот что говорит эколог Семен Гордышевский, председатель Санкт-Петербургского экологического союза:

«Лучший способ — всего лишь вовремя и дочиста убирать снег. Финны и шведы с этим легко справляются. В Финляндии принят наиболее безопасный для окружающей среды регламент, утверждающий минимальное использование соли. В Петербурге же ждут, когда снег утопчут до наледи, а затем засыпают ее солью. Мало кто задумывается о том, куда соль девается с улиц».

Используйте соляной рассол только на категорически важных местах — резких спусках и подъемах, мостах, скоростных эстакадах. Старайтесь не применять реагенты на обычных улицах. Если на дороге уже появилась наледь, значит, вы опоздали. Надо было подметать снег еще до того, как он лег плотным слоем и укатался машинами.

Каменная крошка вместо песка и реагентов

В некоторых российских городах, например, в Челябинске, сочетают реагенты с фрикционным методом — смешивают соль и другие реагенты с песком. Песок и подобные ему материалы повышают сцепление с дорогой, помогают против гололеда.

Фрикционный метод распространен в скандинавских странах. Например, в Финляндии не используют соль (менее чем на 10% дорог), а посыпают дороги каменной крошкой в городах и песком за городом.

Однако песок — не лучшее решение. Хотя он и повышает сцепление с поверхностью, работает он недолго. Он не задерживается на дороге, смешивается с водой и разносится ветром по улицам. Улицы становятся грязнее, песок оседает на газонах, конструкциях и зданиях. Это один из главных источников грязи в городе.

Пескок превращается в грязь весной. Фото: tihiomyt

В европейских странах, например, в той же Финляндии, песок обычно не используют в черте города. Вместо него лучше использовать обеспыленную каменую крошку. Она дороже песка, но лучше задерживается на дороге, сильнее повышает сцепление и не создает столько грязи.

Гранитная крошка на дорогах Финляндии. Фото: michailspb

Крошку можно использовать повторно. В европейских странах ее собирают машинами-пылесосами весной, моют и используют в следующем году. Крошку хранят в специальных контейнерах на улицах, и жители могут использовать ее самостоятельно на скользких участках.

Хранилища для гранитной крошки в Германии. Фото: Аркадий Гершман

Каменная крошка экологичней и экономичней реагентов. Используйте ее в борьбе со скользкими улицами.

Что делать Челябинску и другим городам

Чтобы каждый снегопад не был сюрпризом, а снег не лежал на улицах по нескольку дней, городу нужно реформировать систему уборки снега.

Предсказывать снегопады

Необходимо наладить сотрудничество с метеорологическими центрами, оперативно получать от них предупреждения о возможных снегопадах, готовиться к ним. Сейчас, судя по новостям, дорожники каждый раз оказываются не готовы к метелям и задерживают уборку.

Следить за улицами

Следует использовать систему видеокамер, чтобы оперативно наблюдать за заснеженностью улиц и контролировать уборку дорог. На особо важных участках, например, скоростных трассах и развязках, можно установить камеры с датчиками температуры воздуха и дороги.

Улучшать обратную связь с жителями

Хороший способ повысить открытость работы дорожников — разработать карту, на которой будут видна вся снегоуборочная техника, убранные и неубранные дороги. Такой сервис уже существует с Нижнем Новгороде — портал Антиснег. С таким инструментом жители смогут выбирать маршрут по уже очищенным улицам, избегать пробок и аварий, контролировать работу дорожников.

Изменить нормы закона

Челябинску необходимо внести изменения в Правила благоустройства.

Сейчас в них есть множество спорных требований. Например, дорожники должны бездумно применять реагенты сразу с выпадением первых снежинок, а к уборке снега можно приступать только через несколько часов. Обработка реагентами названа первоочередной операцией. Подметать снег разрешено только при 5 см выпавших осадках, что довольно много. При этом, количество обработанных реагентами площадей должно быть равно количеству подметенных — это крайне спорное требование.

Такие требовния нелогичны и не способствуют очищению города от снега. Вместо чистых улиц, на дорогах появляется грязь, снежная каша и скользкий асфальт.

Снег надо не топить реагентами, а убирать с дорог. Это аксиома.

В Правилах почти не ограничено применение реагентов. Они используются на всех дорогах, нет рекомендаций воздерживаться от них. Единственное ограничение: нельзя применять техническую соль и жидкий хлористый кальций в чистом виде на тротуарах, остановках, в пешеходных и озелененных зонах.

В челябинских Правилах нет требований или рекомендаций к применению каменной крошки и других вариантов фрикционного метода. Соответственно, нет требований к уборке песка и щебня, их повторному использованию. Ничто не требует убирать грязь с улиц.

В законе следует отдать приоритет подметанию и сгребанию снега, который необходимо начинать сразу с началом снегопада. Необходимо ограничить использование реагентов только на особо важными участками, ограничить виды реагентов и рекомендовать применять каменную крошку вместо соли.

Закупать технику

Для того, чтобы эффективно убирать снег, нужно много снегоуборочной техники. Сейчас в Челябинске уборку осуществляет подрядчик Южуралмост. Вот какой у них парк техники:

Иллюстрация: 74ру

Этого явно недостаточно для уборки города-миллионника. Площадь Челябинска — 530 км², техники меньше 200 единиц. В соседнем Екатеринбурге площадь всего 468 км², но техники около 400 единиц. В итоге разница больше чем в 2 раза.

В Москве техники 18 тысяч единиц, а площадь города (вместе с Новой Москвой) в пять раз больше челябинской. Плюс, в Москве есть около 200 снегоплавилок, которых вообще нет в нашем городе.

Уборка снега — непростая задача. Однако если изучить тему и не бояться внедрять новые знания, задача упростится и дороги будут чище, аварий будет меньше, а жители — счастливее.

Интересный факт: в США привлекают жителей, чтобы они помогали расчищать город в период снегопада. На этом можно заработать. А ещё можно прицепить к своему пикапу снегоуборочное оборудование и взять в мэрии подряд на расчистку улиц.

Читайте также:
Почему не нужно убирать листву с газонов
Нужно ли белить деревья

Другие статьи:

Шаблоны жалоб и объявлений

65 шагов, чтобы преобразить Челябинск

Дорожные ограждения — зло