Как убирать снег на дорогах

Тезисно:

  1. Убирать снег нужно, как только он начал идти
  2. Соль очень вредна для жителей и городских растений. Соль нет смысла использовать при температуре ниже -10 градусов
  3. Вместо песка нужно использовать обеспыленную каменную крошку
  4. Сугробы нельзя оставлять на газонах
  5. Вашему городу нужно больше снегоуборочной техники и меньше закупок реагентов

До 80% аварий зимой происходит из-за неубранного снега.

Идеального решения еще нигде не придумали, но страны северной Европы справляются со снегом в среднем лучше, чем российские города. Разберемся, как же надо убирать снег, чтобы город не вставал в пробках, а на улицах было меньше грязи и аварий.

Подготовьтесь к снегопаду заранее

Чтобы эффективно убирать снег, у дорожников должно быть достаточно снеугоборочной техники, снаряженной для быстрого выхода на маршрут: полные баки с реагентами и топливом, достаточно водителей, работающих посменно.

Чтобы вовремя начать уборку, нужно следить за погодой и предсказывать снегопад заранее.

В Финляндии вдоль всей сети основных дорог установили веб-камеры, которые передают информацию о температуре воздуха и дороги. Дорожные службы могут оперативно следить, где начался снегопад, и отправлять туда снегоуборочные машины.

Финские дорожники получают прогноз погоды от синоптиков. Если обещают снегопад, муниципалитеты за сутки до его начала собирают совещания и обсуждают с дорожниками, какую технику и где задействовать. Коммунальщики заранее выезжают и начинают уборку еще до выпадения снегопада. Случается, что они ездят вхолостую, но если все же пойдет снег, его сразу же уберут.

Самый эффективный метод — механическая уборка снега

Нормативы российских городов обычно не требуют вывозить снег с начала снегопада. К его уборке разрешено приступать через несколько часов после выпадения снега. Зато, например, челябинские нормативы требуют использовать реагенты с начала выпадения осадков. Это неправильно. Вместо того, чтобы плавить снег реагентами, его лучше просто убирать.

Снегоуборщики в США. Фото: SnowKing1

Как только начался снегопад, на дорогах должны начать работать снегоуборочные машины — сгребать и сметать снег на обочины. После уборки снег необходимо погрузить в самосвалы и вывезти на снегосвалки за город. Нельзя оставлять горы снега на обочинах — весной они растаят и затопят улицы, а реагенты в сугробах отравят почву.

Погрузка снега. Фото: Дмитрий Чистопрудов, Vostok

Чтобы сэкономить время на перевозку, в городе используют снегоплавильные камеры, в которых снег растапливают и сливают в ливневую канализацию.

Снегоплавильная установка. Фото: Дмитрий Чистопрудов, Vostok
После растопки, снег просто сливают в канализацию. Это быстрее, чем вывозить за город. Фото: Дмитрий Чистопрудов, Vostok

Чем раньше начнут механическую уборку снега, тем меньше появится наката и наледи, меньше будет необходимости в плавлении льда реагентами. Чтобы победить снег на дорогах, его надо как можно быстрее сметать и вывозить подальше от дорог. Вот и весь рецепт борьбы с выпавшим снегом.

Используйте реагенты только там, где необходимо — они вредные и неэффективные

Реагенты помогают против снега и наледи только при определенных погодных условиях. Не всегда и не везде есть смысл их использовать.

Если после снегопада температура поднимется выше нуля, то наледи не будет — применять реагенты нет смысла. Дороги нужно просто очистить снегоуборочными машинами.

Против гололеда чаще всего используют обычную поваренную соль в сухом виде или в смеси с водой. Соль не растапливает снег при температуре ниже 21 градусов — при этой температуре рассол замерзает и перестает работать. При минус 10°C смесь снега и соли тает уже совсем медленно, снег не исчезает полностью, а превращается в мокрую кашу.

В итоге соль эффективна только при температурах от 0 до -10 градусов. При этом она вредна для почвы и грунтовых вод, а каша из пересоленного снега обладает высокой коррозионной активностью, от нее ржавеют машины и уличные конструкции. Канадские ученые выяснили, что даже если мы прекратим использовать соль на дорогах, ее остатки будут вымываться из почвы десятилетиями.

Кроме соли (хлорид натрия), дорожники используют другие вещества: калийную соль (хлорид калия), хлорид кальция и так далее. Такие реагенты дороже. Разные реагенты подходят для разных температур, в том числе тех, при которых не работает обычная соль.

Поваренная соль, смоченная кальций-хлором. Такую применяют в Челябинске. Фото: 74ру

В 2018 году в Челябинске применяют поваренную соль в смеси с хлоридом кальция. Поваренная соль превращает наледь и снег в подталую кашу, а хлорид кальция еще сложнее: он топит лед до -30 градусов, но замедляет высыхание дороги. Необработанные улицы высыхают, а политые реагентом остаются мокрыми несколько дней. Кроме того, сцепление с обработанным асфальтом ниже, дорога становится более скользкой по сравнению с дорогой, которую не поливали реагентами, а просто подмели.

Реагенты вводят водителей в заблуждение: лед стаял, и они едут словно по обычному влажному асфальту, но сцепление все равно плохое. Увеличивается время высыхания, и при морозе появляется смесь льда и талой воды — та самая грязная снежная каша. Поэтому хлористый кальций считается препаратом эффективным против льда, но опасным: езда по утрамбованному снегу более предсказуема, чем по асфальту с пониженным за счет реагента сцеплением.

Существуют еще так называемые органические реагенты, это смеси хлоридов и других веществ. Они могут плавить лед при температурах до -60 градусов, но дорога после них еще более скользкая, чем после обычных солей. Лучше не использовать такие реагенты.

Многие страны ограничивают применение реагентов. В Берлине закон разрешает использовать соль только на опасных участках дорог, в Японии реагенты запрещены, в Финляндии соль почти не используется, особенно за городом. Химикаты наносят слишком очевидный вред окружающей среде, чтобы применять их повсеместно.

Снежные туннели — достопримечательность северной Японии. Там запрещены реагенты, всё чистят механически.

Вот что говорит эколог Семен Гордышевский, председатель Санкт-Петербургского экологического союза:

«Лучший способ — всего лишь вовремя и дочиста убирать снег. Финны и шведы с этим легко справляются. В Финляндии принят наиболее безопасный для окружающей среды регламент, утверждающий минимальное использование соли. В Петербурге же ждут, когда снег утопчут до наледи, а затем засыпают ее солью. Мало кто задумывается о том, куда соль девается с улиц».

Используйте соляной рассол только на категорически важных местах — резких спусках и подъемах, мостах, скоростных эстакадах. Старайтесь не применять реагенты на обычных улицах. Если на дороге уже появилась наледь, значит, вы опоздали. Надо было подметать снег еще до того, как он лег плотным слоем и укатался машинами.

Каменная крошка вместо песка и реагентов

В некоторых российских городах, например, в Челябинске, сочетают реагенты с фрикционным методом — смешивают соль и другие реагенты с песком. Песок и подобные ему материалы повышают сцепление с дорогой, помогают против гололеда.

Фрикционный метод распространен в скандинавских странах. Например, в Финляндии не используют соль (менее чем на 10% дорог), а посыпают дороги каменной крошкой в городах и песком за городом.

Однако песок — не лучшее решение. Хотя он и повышает сцепление с поверхностью, работает он недолго. Он не задерживается на дороге, смешивается с водой и разносится ветром по улицам. Улицы становятся грязнее, песок оседает на газонах, конструкциях и зданиях. Это один из главных источников грязи в городе.

Пескок превращается в грязь весной. Фото: tihiomyt

В европейских странах, например, в той же Финляндии, песок обычно не используют в черте города. Вместо него лучше использовать обеспыленную каменую крошку. Она дороже песка, но лучше задерживается на дороге, сильнее повышает сцепление и не создает столько грязи.

Гранитная крошка на дорогах Финляндии. Фото: michailspb

Крошку можно использовать повторно. В европейских странах ее собирают машинами-пылесосами весной, моют и используют в следующем году. Крошку хранят в специальных контейнерах на улицах, и жители могут использовать ее самостоятельно на скользких участках.

Хранилища для гранитной крошки в Германии. Фото: Аркадий Гершман

Каменная крошка экологичней и экономичней реагентов. Используйте ее в борьбе со скользкими улицами.

Что делать Челябинску и другим городам

Чтобы каждый снегопад не был сюрпризом, а снег не лежал на улицах по нескольку дней, городу нужно реформировать систему уборки снега.

Предсказывать снегопады

Необходимо наладить сотрудничество с метеорологическими центрами, оперативно получать от них предупреждения о возможных снегопадах, готовиться к ним. Сейчас, судя по новостям, дорожники каждый раз оказываются не готовы к метелям и задерживают уборку.

Следить за улицами

Следует использовать систему видеокамер, чтобы оперативно наблюдать за заснеженностью улиц и контролировать уборку дорог. На особо важных участках, например, скоростных трассах и развязках, можно установить камеры с датчиками температуры воздуха и дороги.

Улучшать обратную связь с жителями

Хороший способ повысить открытость работы дорожников — разработать карту, на которой будут видна вся снегоуборочная техника, убранные и неубранные дороги. Такой сервис уже существует с Нижнем Новгороде — портал Антиснег. С таким инструментом жители смогут выбирать маршрут по уже очищенным улицам, избегать пробок и аварий, контролировать работу дорожников.

Изменить нормы закона

Челябинску необходимо внести изменения в Правила благоустройства.

Сейчас в них есть множество спорных требований. Например, дорожники должны бездумно применять реагенты сразу с выпадением первых снежинок, а к уборке снега можно приступать только через несколько часов. Обработка реагентами названа первоочередной операцией. Подметать снег разрешено только при 5 см выпавших осадках, что довольно много. При этом, количество обработанных реагентами площадей должно быть равно количеству подметенных — это крайне спорное требование.

Такие требовния нелогичны и не способствуют очищению города от снега. Вместо чистых улиц, на дорогах появляется грязь, снежная каша и скользкий асфальт.

Снег надо не топить реагентами, а убирать с дорог. Это аксиома.

В Правилах почти не ограничено применение реагентов. Они используются на всех дорогах, нет рекомендаций воздерживаться от них. Единственное ограничение: нельзя применять техническую соль и жидкий хлористый кальций в чистом виде на тротуарах, остановках, в пешеходных и озелененных зонах.

В челябинских Правилах нет требований или рекомендаций к применению каменной крошки и других вариантов фрикционного метода. Соответственно, нет требований к уборке песка и щебня, их повторному использованию. Ничто не требует убирать грязь с улиц.

В законе следует отдать приоритет подметанию и сгребанию снега, который необходимо начинать сразу с началом снегопада. Необходимо ограничить использование реагентов только на особо важными участками, ограничить виды реагентов и рекомендовать применять каменную крошку вместо соли.

Закупать технику

Для того, чтобы эффективно убирать снег, нужно много снегоуборочной техники. Сейчас в Челябинске уборку осуществляет подрядчик Южуралмост. Вот какой у них парк техники:

Иллюстрация: 74ру

Этого явно недостаточно для уборки города-миллионника. Площадь Челябинска — 530 км², техники меньше 200 единиц. В соседнем Екатеринбурге площадь всего 468 км², но техники около 400 единиц. В итоге разница больше чем в 2 раза.

В Москве техники 18 тысяч единиц, а площадь города (вместе с Новой Москвой) в пять раз больше челябинской. Плюс, в Москве есть около 200 снегоплавилок, которых вообще нет в нашем городе.

Уборка снега — непростая задача. Однако если изучить тему и не бояться внедрять новые знания, задача упростится и дороги будут чище, аварий будет меньше, а жители — счастливее.

Интересный факт: в США привлекают жителей, чтобы они помогали расчищать город в период снегопада. На этом можно заработать. А ещё можно прицепить к своему пикапу снегоуборочное оборудование и взять в мэрии подряд на расчистку улиц.

Подготовил Денис Чертов



Читайте также:
Почему не нужно убирать листву с газонов
Нужно ли белить деревья

Поделиться
Отправить
Класснуть

2017   4 578

Другие статьи

Как вычислить незаконный ларек

Что изучить, чтобы больше разбираться в урбанистике

Как раскрасить коммуникационный шкаф

Бесполезная гибддшная дичь

Библиотека Челябинского урбаниста

65 шагов, чтобы преобразить Челябинск

Как избавиться от незаконной рекламы

Почему подземные переходы надо закопать

Челябинску не нужно строить метро