Выделенные полосы обязательны в мегаполисе

Автобусы и троллейбусы в городе должны двигаться быстро.
Для этого создают специальную полосу, которую водители обычно называют «автобусной».

По такой полосе нельзя ездить на личном автомобиле, поэтому автобусы и троллейбусы не стоят в пробке даже в час пик.

Общественный транспорт — самый важный в городе

Основная цель создания выделенных полос общественного транспорта — сделать так, чтобы автобусы всегда вовремя приходили на остановку и не толкались в пробке.

Так обеспечивается предсказуемость времени проезда на ОТ. Поэтому выделенные полосы позволяют быстро перевезти большое количество горожан из одной точки города в другую согласно расписанию маршрутов.

Почему именно общественному транспорту необходимо отдавать приоритет?

Приоритет общественному транспорту отдается по одной простой причине: он может доставить из точки А в точку Б наибольшее количество человек за наименьший период времени и с наименьшими экономическими издержками на содержание инфраструктуры.

Какие еще возможности дает выделенная полоса общественного транспорта?

Выделенные полосы и грамотная транспортная политика уменьшат пробки.

Другая положительная сторона введения выделенных полос — возможность их использования машинами экстренных служб. Так, беспрепятственный проезд по выделенкам пожарных и скорых медицинских служб увеличивает шанс для людей на спасение.

Также ВП могут пользоваться школьные автобусы, такси, электромобили (в зависимости от местных правил). Велосипедисты могут ездить по выделенкам, если они расположены с правой стороны проезжей части.

Как рассказать автомобилистам о новых выделенках?

В городе, которому выделенные полосы будут в новинку, водители не будут знать, как себя вести рядом с новой разметкой. Чтобы на дороге не происходило неприятных ситуаций из-за этого, ГИБДД заранее должна провести обучение среди населения. Это могут быть рекламные щиты с социальной рекламой, заметки на радио и ТВ.

Первые месяцы сотрудники ДПС могут проводить профилактические беседы с теми, кто выезжает на выделенку в неположенном месте.

Где и как необходимо обустраивать выделенные полосы ОТ?

Кратко:
«Там, где нужно, а не там, где можно». Выделенные полосы обустраивают там, где действительно необходимо повысить провозную способность улиц. Это делается только на существующих улицах и дорогах, чаще в центральных частях городов при реконструкции.

Подробно:
Выделенные полосы ОТ не должны быть хаотично разбросаны по городу на улицах с большим количеством полос. Выделенные полосы должны стать элементом комплексной системы организации движения общественного транспорта в масштабах города (и, зачастую, пригородов).

Коротко обозначим основные требования к созданию выделенных полос:

  1. Используются на центральных, магистральных маршрутах, с минимальным числом «узких» мест;
  2. Используются там, где пересекается большое количество маршрутов ОТ;
  3. Связывают такие центры притяжения, как ТПУ (транспортно-пересадочный узел); торгово-развлекательные центры, крупные места концентрации жилых и рабочих мест; различные инфраструктурные объекты;
  4. Используются на улицах с высокой интенсивностью движения ОТ и индивидуального транспорта (автомобилей).

Но чтобы получить как можно больший эффект от введения выделенных полос, необходимо чтобы ВП заполнялись максимально полно и равномерно — выработать четкое расписание и график движения. То есть автобусы-троллейбусы должны идти с равными промежутками времени, ведь выделенные полосы делаются в местах пересечения большого количества маршрутов.

При введении выделенных полос систему маршрутов ОТ придется скорректировать. На этих полосах главными должны стать троллейбусы и автобусы особо большой вместимости. Маршрутным такси придется уйти «в пригороды» и окраины города.

Достаточно ли будет просто создать выделенные полосы?

Нет. Простое выделение полос никак не решит основные городские проблемы общественного транспорта.

Создание выделенных полос — это одно из комплексных направлений стратегии развития общественного транспорта.

Наравне с созданием выделенных полос городским властям необходимо постоянно обновлять подвижной состав ОТ и его инфраструктуру. Модернизировать существующие и создавать новые маршруты. Определить приоритет ОТ по его вместимости: наиболее вместительные транспортные средства применяются на основных магистралях, наименее вместительные — на окраинах города. Создавать условия для комфортного пользования ОТ: эргономично оборудованные остановки; доступный для всех категорий транспорт; создание удобной и выгодной билетной системы пользования ОТ (в частности, создание сквозных билетов на все виды ОТ). Создание перехватывающих парковок для пересадки автомобилистов до того, как они въедут на основные городски магистрали. Создание системы штрафов для тех, кто нарушает ПДД и выезжает на ВП.

Таким образом, если из всех вышеуказанных мероприятий будет выполнено только само создание выделенных полос (иными словами, если их только нарисуют и поставят знаки), это не приведет к существенному улучшению работы системы общественного транспорта и не снизит нагрузку на улично-дорожную сеть. При плохой реализации идеи выделенных полос возможно даже ухудшение дорожной ситуации в городе.

Хорошо, а где в Челябинске сегодня требуются выделенные полосы общественного транспорта?

Таковыми являются основные транспортные артерии города, где сосредоточено максимальное количество маршрутов общественного транспорта, и при этом данные улицы серьезно загружены в часы пик.

Например, на следующих улицах было бы целесообразно ввести выделенные полосы для общественного транспорта:

А может, в Челябинске уже есть выделенные полосы?

Да, есть. Находится она на ул. Тимирязева от ул. Свободы и до Администрации г. Челябинска.

Однако на сегодня никто не соблюдает ПДД в отношении данной выделенной полосы. Помимо этого, и сама выделенная полоса сегодня там стала не нужна. В советское время ее организовали из-за большого потока троллейбусов, которые шли в обход площади революции. Однако на сегодня такая необходимость отпала, так как троллейбусные маршруты пересмотрены, да и троллейбусный парк в г. Челябинске почти уничтожен.

Что говорят правила дорожного движения насчет выделенных полос?

Движению по выделенным полосам посвящен пункт 18.2 раздела 18 ПДД «Приоритет маршрутных транспортных средств». Важно отметить ряд нюансов:

Также в ПДД четко определено, что полоса для маршрутных ТС в обязательном порядке обозначается дорожными знаками 5.11 (дорога с полосой для маршрутных ТС), 5.13.1 и 5.13.2 (выезд на дорогу с полосой для маршрутных ТС), 5.14 (полоса для маршрутных ТС).

Сейчас ведется активная работа по обустройству таких полос, и часто бывает, что разметка 1.23 на дороге уже есть, а упомянутых знаков еще нет. В таком случае данная полоса пока еще не является полосой для маршрутных ТС —то есть формально по ней можно двигаться и другим водителям. Однако требования разметки при этом необходимо соблюдать — заезжать на такую полосу через сплошную запрещено.

Каковы ограничения выделенной полосы?

На дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств движение и остановка других транспортных средств на этой полосе запрещены.

Однако если такая полоса отделена от остальной проезжей части прерывистой линией разметки, то при поворотах транспортные средства должны перестраиваться на нее. Также в таких местах разрешено заезжать на эту полосу при въезде на дорогу и для посадки и высадки пассажиров у правого края проезжей части, но только при условии, что это не создает помех маршрутным транспортным средствам.

Обратите внимание: пересекать сплошную линию для заезда на выделенную полосу нельзя при любых условиях. Для посадки-высадки пассажиров у обочины придется искать разрывы.

Как должен вести себя водитель при необходимом пересечении с выделенной полосой ОТ?

По выделенной полосе может двигаться только общественный транспорт. Но есть особенности движения и совершения маневров для остальных участников дорожного движения, находящиеся на дороге с полосой для ОТ.

1. Поворот направо

Автомобили при поворотах должны перестраиваться на полосу МТС, а затем совершать поворот.

Если полоса для маршрутных транспортных средств отделена сплошной линией разметки, то при повороте водитель ТС должен поворачивать без перестроения на полосу МТС

2. Съезд и выезд на прилегающую территорию

При съезде с дороги на прилегающую территорию водитель ТС должен сначала перестроится на полосу маршрутных транспортных средств, а затем повернуть на прилегающую территорию.

При выезде с прилегающей территории водитель ТС должен сначала выехать на полосу маршрутных транспортных средств, а затем съехать с нее и продолжить движение.

3. Выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств

В данной ситуации, при установленном знаке 5.13.2 разрешено движение прямо, сделать разворот или повернуть налево. Данный знак указывает, что вы выезжаете на перекресток с дорогой одностороннего движения в левую сторону и полосой для маршрутных транспортных средств в правую сторону, и тем самым запрещает движение в обратное направление по данным полосам.

В данной ситуации, при установленном знаке 5.13.1 вам разрешено движение прямо, сделать разворот или повернуть направо. Данный знак указывает, что вы выезжаете на перекресток с дорогой одностороннего движения в правую сторону и полосой для маршрутных транспортных средств в левую сторону, и тем самым запрещает движение в обратное направление по данным полосам.

В данной ситуации нет установленного знака, оповещающего о выезде на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств (мы его увидим после совершения маневра), а стоит только знак, предписывающий движение направо, и мы должны перестроиться на крайнюю правую сторону, затем перестраиваетесь на полосу для обычных ТС. Нарушений в данном случае мы не совершаем.

Основные проблемы при создании инфраструктуры выделенных полос и пути их решения:

Системная проблема:
Схема выделенных полос представляет собой разрозненные участки, никак не связанные между собой. Однако общественный транспорт ходит не только по ним, но также и до них, и после. И если на самой выделенной полосе скорость движения автобусов увеличивается, то на прилегающих дорогах она вновь снижается. Таким образом, должна быть сформирована единая цельная структура выделенных полос, вписанная в улично-дорожную сеть города с учетом загрузки УДС в часы пик.

Специфические проблемы:
1. Не рекомендуется вводить выделенные полосы без проведения реконструкции магистралей (или хотя бы проведения работ по устройству локальных лево- и правоповоротных карманов). Если просто отдать крайнюю правую полосу для автобусов/троллейбусов, то для проезда прямо остается всего одна полоса:

2. Еще одна проблема — светофоры. Они также тормозят движения общественного транспорта и приводят к скоплению на перекрестке нескольких автобусов (троллейбусов).

Задержки в движении на светофорах в некоторых случаях могут достигать 50 % от суммарной задержки ОТ на маршруте. Для решения этой проблемы требуется ввести приоритетное движение автобусов путем светофорного регулирования.

3. Из-за того, что ВП располагаются на правой крайней полосе дорог, автомобилистам приходится выезжать на них, например, для съезда направо. Это тормозит движение автобусов, особенно если на ближайших дорогах имеются заторы.

Другой случай: машина ждет зеленую стрелку, блокируя движение автобусов по выделенной полосе.

Решение проблемы в данном случае — обустройство дополнительных полос для съездов направо:

4. Противоположная ситуация: выезд машин с боковой дороги на магистраль с полосой для общественного транспорта. На перестроение машины в соответствии с правилами дорожного движения дается 20-40 метров. Этого явно недостаточно для того, чтобы вклиниться в сплошной поток автомобилей, движущихся со скоростью 60-80 км/ч.

Если же водители не успеют перестроиться, то они будут тормозить движение транспорта по ВП до тех пор, пока не завершат маневр.

5. Следующий пример, как нельзя обустраивать ВП. В данном случае выделенная полоса блокирует въезд на парковку. Таким образом, попасть на парковку можно только нарушив правила. В данном случае есть два выхода: либо сделать прерывистой линию ВП вдоль парковок, либо убрать парковку в данном месте улицы (при повышенном приоритете ОТ).

6. Троллейбусы тоже тормозят движение по выделенным полосам. Дело в том, что по ГОСТу ширина остановочного кармана для троллейбуса не может быть более 2 метров из-за контактной сети (для автобусов 3 метра). В тоже время ширина самого троллейбуса 2,5 метра, а значит, что в карман троллейбус не влезает.

Эту проблему в российских городах решают следующим неправильным способом. Ширину выделенных полос делают около 4-5 метров (при ширине автобусов 2,5 метра). Раньше широкая правая полоса была оправдана наличием парковки на ней. Однако теперь, когда стоянка машин на полосе для общественного транспорта запрещена, можно наблюдать наблюдаем такую картину:

Таким образом, там, где сейчас всего три полосы, легко можно было бы сделать все четыре. Но из-за того, что проектировщики не смогли сделать адекватный проект для выделенных полос, общественному транспорту отведено вдвое больше места, чем следовало бы.

Ссылки:

http://www.garant.ru/actual/polosa_a/#ixzz4uClDSk1X
https://www.rudorogi.ru/articles/traffic-laws/lane-for-public-transport-russia-2017.html
http://pddgarazh.ru/pravila/prioritet-marshrutnyx-transportnyx-sredstv.html

Другие статьи:

Что изучить, чтобы больше разбираться в урбанистике

Почему «Безопасные и качественные дороги» не спасут вас от смерти

Антипарковочные столбики