Нам не нужна развязка. Часть 2: Транспорт

Это вторая часть статьи — про пробки, удобство передвижения в городе и общественный транспорт. Первая часть об экологии.

В Челябинске к саммитам ШОС и БРИКС планируют построить третий уровень дорожной развязки около строящегося конгресс-холла. Ее начнут строить уже в 2018 году. Мы считаем новую развязку градостроительной ошибкой и рассказываем, почему от нее стоит отказаться.

Новые дороги не решают проблем с пробками

Физически невозможно сделать так, чтобы всем автомобилям хватило места. Новые дороги вызывают «спровоцированный спрос»: чем больше строится дорог, тем больше людям хочется пересесть на автомобиль, а не пользоваться общественным транспортом. Ведь автомобиль, на первый взгляд, комфортнее и быстрее.

В итоге, машин становится больше, дороги опять перестают справляться с возросшим трафиком и снова возникает потребность в новых дорогах. Образуется замкнутый круг, который уничтожает города, общественные пространства и экономику.

Из этого круга можно выйти, только разорвав его
Из этого круга можно выйти, только разорвав его

Разорвать этот круг можно только перестав строить новые дороги в городах и развивая общественный транспорт. В развитых странах идея 20-го века о создании идеального для автомобилей города признана ошибочной. В Европе и США города массово отказываются от приоритета автомобилей при проектировании, отдают приоритет общественному транспорту и велосипедистам. Челябинску не нужно повторять ошибки других городов.

Парковки в Хьюстоне — последствия попыток сделать «город для автомобилей»
Парковки в Хьюстоне — последствия попыток сделать «город для автомобилей»

Из-за «дорожной революции» организованной бывшим губернатором Юревичем, количество автомобилей в Челябинске увеличилось примерно в полтора раза. Она же принесла массу трат и долгов города. Несмотря на все новые дороги, построенные тогда, город не избавился от пробок. Не улучшит ситуацию в центре и новая развязка.

Развязка приведет к новым пробкам

Планирующийся и уже построенные уровни развязки — это бессветофорные магистрали, предполагающие только сквозной быстрый проезд.

Автомобили, движущиеся со скоростью более 50 км/ч, снижают пропускную способность каждой полосы: машины мчатся до ближайшего светофора или «бутылочного горлышка», а там создают пробку. Чтобы не допустить этого, трафик нужно дозировать частыми светофорами. Светофоры не создают пробки, это делают автомобили. Из-за частых светофоров машины не будут скапливаться в одном месте, а равномерно распределятся по всей длине дороги.

Слева — пробка у Площади Тверской заставы в Москве. Если сделать светофоры на каждом пересечении, то трафик распределится и пробки удастся избежать
Слева — пробка у Площади Тверской заставы в Москве. Если сделать светофоры на каждом пересечении, то трафик распределится и пробки удастся избежать

На уже имеющихся уровнях развязки легко заметить проблему «дороги-магистрали», не дозирующей трафик — машины быстро проезжают по развязке, а потом все вместе стоят перед светофором на пересечении улиц Труда и Российской.

Строить еще одну «бессветофорную улицу непрерывного движения» Челябинску не нужно. Она не позволит равномерно распределять трафик по всей своей протяженности, не улучшит скорость проезда этого района, а вызовет лишь заторы в районе остановки «Нагорная» на ул. Российской. Более того, она привлечет больше автомобилей в центр: люди будут думать, что проедут до места назначения быстрее.

Даже математика говорит, что нельзя решить проблему пробок строительством развязок и новых полос. Существующий парадокс Браеса, который часто объясняют на примере дорожной сети, приводит к контринтуитивному выводу: строительство более широких дорог только ухудшает ситуацию с дорожным движением.

Улучшить дорожную ситуацию можно развивая общественный транспорт. Читайте об этом в Базе знаний «Челябинского урбаниста».

Новый уровень развязки повысит аварийность и смертность

На быстрой развязке без светофоров автомобили сложнее контролировать и обезопасить: из-за большой скорости у водителей снижается время на реакцию. При выезде с прилегающих «рукавов» развязки, водителям нужно сильно поворачивать голову влево, чтобы убедиться в безопасности маневра. Это отвлекает от вождения и водители могут врезаться во впереди идущие автомобили или в ограждения.

Выезжающие с будущего уровня развязки водители будут рисковать столкнуться на большой скорости с другими автомобилями, вклиниваясь в поток
Выезжающие с будущего уровня развязки водители будут рисковать столкнуться на большой скорости с другими автомобилями, вклиниваясь в поток

Проблему безопасности пересекающихся уровней развязки можно было решить с помощью светофоров, которые пропускали бы трафик по очереди. Однако светофоры проектом развязки не запланированы, да они и противоречат всей задумке проекта — создать скоростную бессветофорную среду.

За границей проблему безопасности выездов на магистралях часто решают светофорами
За границей проблему безопасности выездов на магистралях часто решают светофорами

На низких скоростях риск серьезных аварий падает, но формальное ограничение скорости с помощью знаков не является панацеей: водители часто игнорируют такие запреты. Современная урбанистика предлагает улучшать безопасность дорог с помощью успокоения трафика, например, с помощью шикан, узких полос, приподнятых перекрестков.

Такая шикана снижает скорость и повышает безопасность
Такая шикана снижает скорость и повышает безопасность

Все эти решения не планируются, да и невозможны для применения на новой развязке, ведь она задумана как скоростная и бессветофорная. Безопасность водителей не была поставлена в приоритет при ее разработке. Эти ошибки обернутся смертями и травмами людей. Мы считаем, что такой проект нельзя реализовывать.

Развязка не улучшит ситуацию с транспортом и сделает город беднее

По мнению челябинского эксперта в области транспорта Якова Гуревича, пропускная способность автомобильных дорог в городе сейчас избыточна — дорог уже слишком много. В центре города часто ширина дороги составляет по 4-5 полос в одну сторону, но, тем не менее, центр города остается загруженным. Ситуация с пробками не улучшается, потому что из-за «спровоцированного спроса» количество автомобилей растет. Такие меры, как дальнейшее расширение дорог и бессветофорная среда не помогут.

С борьбой против пробок Челябинску помогло бы развитие общественного транспорта: пересмотр маршрутов, закупка нового транспорта, борьба с маршрутками. Однако, руководство города продолжает тратить ресурсы и время на заведомо неэффективные решения, в том числе, на новую развязку.

Сейчас город по инерции времен Юревича продолжает уничтожать городскую среду в центре (развязка займет около 3 га). В утвержденном в конце 2017 года проекте планировки этого района есть третий уровень развязки, новый автомобильный мост по ул. Цвиллинга через реку и автомобильная северная набережная Миасса. В то время, как в Европе устраняют ошибки прошлого, в Челябинске их хотят допустить снова.

Новый уровень развязки будут содержать за наши налоги, но с пробками это не поможет
Новый уровень развязки будут содержать за наши налоги, но с пробками это не поможет

Помимо неэффективности, новые дороги еще и дороги. Площадь асфальта за годы «дорожной революции» была увеличена в 1,5 раза, который теперь затратно обслуживать. Миллиарды рублей, потраченных тогда на неэффективные дорожные решения, могли бы помочь системе городского общественного транспорта и действительно привести к улучшениям. Плохие решения привели к тому, что транспортная инфраструктура города деградировала. Новая развязка усилит эту тенденцию, ведь стоимость только ее строительства обойдется в ~1.2 млрд рублей. На эти деньги можно было бы купить 13 новых трамваев Витязь-М как в Москве.

Новая развязка и другие проекты не предусматривают движение общественного транспорта. Интересы меньшинства будут поставлены в приоритет, ведь автомобилистов только ~35% населения. Развязка сделает среду еще более недоступной для людей, в том числе для пешеходов.

Новая развязки планируется только до улицы Российской, до Меридиана она рискует никогда не дойти, ведь на ее пути — жилые дома. Уже в этом году она разрушит уникальный исторический квартал в границах улиц Нагорная — Российская — Миасская — Красноармейская.

Развязка сделает Челябинск хуже для человека, не решит проблем с пробками и уничтожит городскую среду в этом районе — люди не будут там гулять, пространство будет потеряно для бизнеса. На нее уйдут миллиарды, которые могли бы действительно помочь городу. Мы призываем отказаться от её строительства.

Пространство для пешехода на построенной части развязки
Пространство для пешехода на построенной части развязки


Нам не нужна развязка. Часть 1: Экология

Нам не нужна развязка. Часть 3: Пешеходы

Нам не нужна развязка. Часть 4: Что можно сделать на 1,5 млрд рублей

Нам нужна ваша поддержка





1000 ₽
1500 ₽

2000 ₽
15000 ₽

Другие проекты

Роспись шкафа Татищева — Салавата Юлаева

Роспись шкафа на Ленина — Свердловском

Роспись шкафа на Ленина — Энгельса