Нам не нужна развязка. Часть 3: Пешеходы

Район существующей развязки между улицами Бр. Кашириных и Труда — враждебная среда для пешеходов. Вместо того, чтобы решить имеющиеся проблемы, власти собираются сделать хуже. Мы расскажем, почему новый уровень развязки — это ошибка, которая сделает центр города еще труднее для людей. Мы призываем отказаться от ее строительства.

Это третья часть статьи — про пешеходную среду. Читайте также части об экологии и транспорте.

В этот раз мы, в основном, говорим о проблемах с уже построенными уровнями развязки. Мы обращаем внимание на то, что новый уровень развязки усилит все эти проблемы.

Многоуровневые развязки делают среду для людей хуже

Развязки — массивные сооружения. Рядом с ними нарушается комфортное для человека соотношения масштабов в пространстве. Человек испытывает дискомфорт в такой обстановке, потому что ему комфортнее находится среди соразмерных ему объектов. Людям приятнее жить рядом с малоэтажной застройкой, а не среди небоскребов, а ходить — по набережным и паркам, но не около массивных строений. Монструозная среда отталкивает. Люди предпочли бы ходить не около развязки, но у них нет особой альтернативы.

Слева — человеческий масштаб, справа — масштаб Годзиллы. Подробнее о масштабе — у Гершмана. Иллюстрации взяты оттуда же
Слева — человеческий масштаб, справа — масштаб Годзиллы. Подробнее о масштабе — у Гершмана. Иллюстрации взяты оттуда же

Развязка с магистральным движением — это агрессивные скоростные транспортные потоки, которые находятся в непосредственной близости к пешеходам. Рядом с ними человек чувствует угрозу и дискомфорт, даже если опасность маловероятна. У людей, идущих через Миасс, есть лишь одна альтернатива этой некомфортной среде под развязкой и на ней — потратить лишние 15-20 минут на большой «крюк» через улицу Труда. Время и силы есть не у всех, поэтому люди вынуждены терпеть неудобства.

Такие сложные сооружения, как развязки, требуют значительных ресурсов для обслуживания. Отдавая на них деньги, город вынуждены экономить на проектах по благоустройству пешеходной среды. Вокруг развязок и под ними образуется плохо поддерживаемая неиспользуемая территория в несколько гектаров, а пешеходная среда в таком месте практически отсутствует.

Так сейчас выглядит пространство под развязкой, где ходят люди
Так сейчас выглядит пространство под развязкой, где ходят люди

Из-за развязки происходит разрыв городской пешеходной среды в центральной части города. Люди вынуждены либо обходить развязку, увеличивая себе путь, либо преодолевать препятствия.

Под развязкой происходит вымирание территории, повышается ее криминогенность: уменьшившиеся потоки людей приводят к потере социального контроля, под развязкой появляются бездомные, обилие мусора, возрастает риск стать жертвой преступления. Это особенно чувствительно ночью, ведь пространство под развязкой не освещено. Прохожие рискуют, но не перестают ходить в таком месте, ведь это самый короткий маршрут для них.

Некоторых, особенно детей, привлекают в район развязки различные виды активности у реки, но отсутствие благоустройства под развязкой и на набережной провоцирует несчастные случаи или просто некомфортное времяпрепровождение.

Власти не идут на встречу обществу, не видя проблемы

На наше обращение о необходимости обустройства пешеходных и велосипедных путей на территории развязки Администрация города предоставила следующий ответ:

«В целях обеспечения безопасности дорожного движения обустройство велодорожек, пешеходных тротуаров, равно как и движение пешеходов, не предусматривается»

Это в корне неверные представления о безопасности дорожного движения: пешеходы в любом случае будут ходить под развязкой, так как это кратчайший путь через реку. Только вот, из-за неблагоустроенной среды, ходить они будут не по освещенным и чистым дорожкам, а в темноте по грязи и среди мусора.

Единственный шаг, который приведет к увеличению безопасности на этой территории — это ее благоустройство и приспособление для нужд пешеходов, особенно маломобильных групп.

Благоустроить пешеходные пути в центре — острая необходимость

Пешеходные маршруты около развязки. Сплошные линии — существующие пути, прерывистые — неблагоустроенные пешеходные пути
Пешеходные маршруты около развязки. Сплошные линии — существующие пути, прерывистые — неблагоустроенные пешеходные пути

Чтобы ощутить на себе необходимость в нормальной пешеходной среде у развязки, давайте попробуем пройти по основным маршрутам и перейти через реку.

1) Чтобы попасть с улицы Нагорная на другую сторону реки к Цирку, можно спуститься южнее к улице Труда на 560 м, пройти на запад 170 м по Труда и подняться по мосту на север на 300 м, что в сумме дает около 1 км пути. Это длинный маршрут, на него хватит сил и времени не каждому пешеходу. Он займет 7-12 минут быстрой ходьбы, для маломобильных пешеходов — от получаса.

2) Другой вариант — сократить путь на 500-700 метров, напрямую пересекая местность под развязкой, как делает подавляющее большинство пешеходов.

Подход к развязке с северной стороны с улицы Нагорной. Все фото сделаны в декабре 2017 года
Подход к развязке с северной стороны с улицы Нагорной. Все фото сделаны в декабре 2017 года

Пешеходные подходы со стороны Нагорной попросту отсутствуют, тут нет тротуаров, освещения и навигации. Дорожные службы не убирают здесь снег.

Панорама под эстакадой
Панорама под эстакадой

Под самой эстакадой аналогичная ситуация: протоптанные в снегу тропинки и горы земли, нет освещения.

3) Чтобы попасть от перекрестка «Труда—Свободы» к Цирку, можно идти по второму уровню развязки. Для этого пешеходу приходится пересекать дорогу в неположенном месте, подвергая свою жизнь опасности. Существующие в этом месте тротуары не отвечают нормам по обеспечению безопасности пешеходов, они слишком узкие и находятся в плачевном состоянии.

Подход к развязке со стороны улицы Труда (вид на юг)
Подход к развязке со стороны улицы Труда (вид на юг)

Дальнейший путь предполагает два варианта. Первый — пройти по старому мосту на уровне земли, где потоки машин невысоки. Хотя здесь предусмотрен пешеходный металлический мостик шириной около 1 м, люди предпочитают идти по широкой автомобильной дороге наравне с машинами, что превращает мост в улицу совместного пользования.

Старый мост через реку
Старый мост через реку

Сейчас этот старый мост сносят из-за начала строительства конгресс-холла. Однако, точка притяжения пешеходов в этом месте сохранится и в будущем — ей станет сам конгресс-холл.

В ответе на наше обращение, администрация указала, что этот мост якобы останется и будет полностью пешеходным. Но в реальности, сейчас этот мост уже начали разбирать строители.

Второй уровень развязки (вид на запад)
Второй уровень развязки (вид на запад)

Второй вариант — пройти по верху по второму уровню развязки по пешеходному пути. Его ширина по краям составляет 1 метр и увеличивается в центральной части приблизительно до 3 метров. Он неудобен для прохода, на нем трудно разойтись со встречными пешеходами, человеку страшно находиться так близко к скоростному потоку машин, он не чувствует себя в безопасности. Для маломобильных групп это абсолютно недоступная среда, у них нет шансов проделать такой путь самостоятельно.

Новый уровень развязки станет еще одной ошибкой Челябинска

Развязка — не друг пешеходу. Она проектировалась и строилась без малейшего учета потребностей пешеходов. Весь приоритет был отдан автомобилистам, которых лишь около 35% населения. Третий уровень развязки, к сожалению, будет аналогичным уже существующим. Город получит еще больше неблагоприятной для людей среды в самом его центре.

Район развязки будет соседствовать с будущим конгресс-холлом, гости которого наверняка бы хотели насладиться достижениями современного городского планирования, но увы, их встретит лишь «российский Детройт» — среда для автомобилей, но не для человека.

Можно снизить вред от развязки, если заявить о недопущении строительства ее третьего уровня. Мы призываем вас обращать внимание городских властей на эту проблему, требовать отказаться от строительства развязки и развивать городскую пешеходную среду.

Построенная развязка однажды будет снесена, ведь её создание было ошибкой. При сценарии, если Челябинск продолжит развиваться, вместе с экономическим ростом стоимость территории в центре города сильно вырастет — появится спрос на гектары пустующей земли. Основные транспортные потоки будут проходить вне центра города, а исторический центр и набережная станут большой пешеходно-транспортной зоной.


Нам не нужна развязка. Часть 1: Экология

Нам не нужна развязка. Часть 2: Транспорт

Нам не нужна развязка. Часть 4: Что можно сделать на 1,5 млрд рублей

Нам нужна ваша поддержка





1000 ₽
1500 ₽

2000 ₽
15000 ₽

Другие проекты

Роспись шкафа на Свободы — Евтеева

Роспись шкафа на Ленина — Энгельса

Роспись шкафа на Труда — Красной