Новая схема челябинских трамваев

Каждый день челябинцы и гости города приходят на остановку, садятся в трамвай и видят вот эту схему:

Схема имеет массу недостатков, из-за чего по ней практически невозможно построить маршрут.

Текст под разными углами
В центре города много остановок. Чтобы уместить все надписи, их пришлось поставить под разными углами.

Много пустого пространства
На Свердловском тракте остановки расположены реже. Из-за этого между надписями много пустого неиспользуемого пространства.

Схема не помещается на листе
Из-за пустых областей на Свердловском проспекте, часть 10 и 14 маршрутов не влезла на схему.

Схема не связана с образом города
На схеме не отображена река и водоёмы. Из-за этого сложно соотнести трамвайные линии со знакомым образом города.

Все маршруты — одной линией
Помимо перечисленных недостатков, все маршруты на схеме показаны одной линией. Это затрудняет поиск нужного пути. Нужно постоянно сверяться с подписанными номерами.

Теперь всё изменилось

Челябинцы однажды сказали: «Хватит это терпеть!» и сделали новую схему трамваев:

Новая схема трамваев Челябинска

Удобно строить маршрут
Каждый маршрут показан отдельной линией. Благодаря цветам любой маршрут сразу виден целиком, за ним легко проследить глазом. Цвета подобраны так, чтобы в каждом «пучке» все они были отличимы и не сливались.

Узнаваемый образ города
Дополнительно на схеме подписаны крупные улицы, показаны парки и скверы, река Миасс и другие водоёмы. Так образ Челябинска узнаётся сразу.

Нет пустого места
Рационально используется пространство. Длина линий на Свердловском проспекте сокращена. Это не уменьшило функциональность схемы, но избавило от пустоты.

Любой маршрут можно легко найти

Все подписи расположены прямо
Центр растянут, благодаря чему не приходится ставить надписи под углом — это облегчает чтение.

Аккуратно и понятно

Туман войны
Не осталась без внимания особенность 19-го маршрута. Чтобы прокатиться до шестого электросталеплавильного цеха Челябинского металлургического комбината, понадобится пропуск.

После «Доломитной» понадобится пропуск

Читабельные остановки
На схеме используются самые красивые обозначения конечных остановок в мировой истории транспортной инфографики.

Обычные остановки обозначены специально придуманными трапециевидными пеньками. Они отлично заметны в пучках, но не «шумят» в глазах.

Подписи сокращены до смысловой части. Нет слова «улица». Слова «кинотеатр», «рынок», «торговый центр» не пишутся, когда есть название.

У знаковых объектов Челябинска появились оригинальные иконки, чтобы пассажиру было проще строить маршрут по городу. Часто бывает, что люди знают место, но не знают название остановки.

Иконки для примечательных объектов города

Новая схема компактнее, но гораздо читабельнее — шрифты крупее, надписи понятнее, а места остановок отображены точнее.

Размеры схемы адаптированы под окна действующих трамваев

Одна из лучших трамвайных схем России — теперь в Челябинске

Транспортная схема — не карта. Схеме не нужна географическая точность. По ней должно быть быстро понятно, как построить маршрут. Новая схема очень удобная:

Сравнение старой и новой схем

Над схемой работали

Илья, Саша и Полина

Илья Бирман
Арт-директор Бюро Горбунова. Дизайнер транспортных схем, навигации. Преподаватель курса «Навигация в общественных местах».

Илья написал всю историю создания схемы, когда и кто подключился— https://ilyabirman.ru/meanwhile/all/chelyabinsk-trams-diagram-2018/

Саша Караваев
Дизайнер Студии Артемия Лебедева. Работает над официальной схемой Мо- сковского метро. В 2017 году схема метро Москвы выиграла международный конкурс IF Design Awards.

Саша рассказывает о схеме — http://aakaravaev.ru/blog/all/shema-chelyabinskih-tramvaev-2-0/

Полина Лесникова
Дизайнер, работала в Департаменте транспорта Москвы. Принимала участие в создании единой системы навигации в Москве.

Полина рассказала, что изменилось в схеме 2.0, по сравнению с 1.0, созданной в 2015 году — http://lespolina.ru/projects/trammap/trammap-2.0.html

Как появилась новая схема

Мы знали, что схема была разработана в 2015 году, но почему-то она до сих пор не висела в трамваях. Мы связались с Ильей Бирманом и выяснили, что однажды Управление транспорта начало её внедрять, но у них что-то пошло не так, поменялся собственник и всё заглохло.
Мы решили во что бы то ни стало претворить этот прекрасный труд в жизнь.

Илья, Саша и Полина адаптировали схему под актуальные в 2018 году маршруты и внесли ряд обновлений.

Мы распечатали презентацию и пошли знакомиться с Романом Болотовым, начальником Управления транспорта — показали новую схему, рассказали, чем она лучше.

Стали ждать решения. Всего в Челябинске около 300 вагонов трамваев, распечатка и расклейка новой схемы будет стоить около 20 000 рублей. Мы ожидали, что Управление транспорта пойдёт на сотрудничество и в нашем городе станет приятнее пользоваться общественным транспортом.

Когда новая схема появится в городе

А уже! Свершилось — мы победили бюрократию и всё-таки добились того, чтобы в челябинских трамваях появилась новая схема.

Сначала нам сказали, что на это нет денег. Мы решили найти деньги самостоятельно, но об истории узнал мэр города и пообещал разобраться. И представляете, 20 000 рублей нашлись.

Спустя несколько месяцев, удобная схема появилась в трамваях. Сначала ее протестировали в нескольких трамваях, а теперь будут использовать по всему городу.

На наших глазах произошло очень хорошее событие — городские активисты что-то очень захотели и всё-таки добились своего. Мы надеемся, что этот случай вдохновит активистов в других городах с новыми силами браться за важные и полезные проекты.

Схема разработана абсолютно бесплатно, во имя любви к родному городу и ради развития хорошей транспортной навигации в России.

Рекомендуем скачать схему в хорошем качестве, распечатать и повесить на стену. Пусть она напоминает вам, что не стоит опускать руки перед трудностями.

Нам нужна ваша поддержка





1000 ₽
1500 ₽

2000 ₽
15000 ₽

Другие проекты

Борьба против подземных переходов

Запрет на аудиорекламу и городское радио

Дизайн-код остановок